Археологи ИрНИТУ летом провели экспедиция в северную часть озера Байкал на средства гранта, выделенного Российским гуманитарным научным Фондом. Как сообщает пресс-служба вуза, во время экспедиции исследователи обнаружили уникальный мезолитический комплекс.

Археологические изыскания на нескольких объектах Северобайкальского района Республики Бурятия проводили доцент кафедры истории и философии ИРНИТУ, сотрудник лаборатории археологии, палеоэкологии и систем жизнедеятельности народов Северной Азии Дмитрий Кичигин и сотрудник лаборатории, выпускник кафедры искусствоведения ИрНИТУ Алексей Коростеле. На стоянке «Байкальское VIII», расположенной в центральной части одноименного села, ученые раскапывали обвалившуюся во время летних дождей часть берега.

Было вскрыто три культурных слоя, датируемых неолитом, бронзовым и ранним железным веками. Обнаружено множество фрагментов керамики и каменных изделий, жженые кости животных. Ученые предполагают, что это часть древнего жилища. Здесь найдена керамика с оттисками сетки-плетенки — ее на Северном Байкале обнаружили впервые. На втором этапе экспедиции, в ходе мониторинга уже известных стоянок в районе Богучанской и Балтахановской губ, исследователи открыли новый археологический памятник — стоянку эпохи мезолита Балтаханова IV. На низкой береговой террасе в центральной части губы Балтаханова, пострадавшей от лесных пожаров в 2015 году, археологам удалось зафиксировать мезолитический комплекс.

На пепелище было собрано около 70 каменных предметов: рубящие орудия, целые скребки и их обломки, резцы, призматические пластинки, сколы и отщепы. Стоянка расположена в центральной части бухты на низкой береговой террасе, поросшей мхом и мелким кустарником. Ни один археолог не стал бы искать стоянку древнего человека в этом месте, ученые считают, что на их стороне оказалась удача. Впрочем, у них ест и научное объяснение появлению стоянки в этом месте.

Возможно, что в далеком прошлом, еще до поднятия воды в Байкале, эта местность была более привлекательна с точки зрения организации стоянки или поселения. Последним этапом экспедиции стала стоянка «Северобайкальск I». Там найдены фрагменты гладкостенной и шнуровой керамической посуды бронзового века, несколько сетных грузил и лодочный якорь, сделанный из плитки песчаника.

Источники

Археологи ИРНИТУ обнаружили уникальный мезолитический комплекс во время экспедиции на Северном Байкале

Иркутский национальный исследовательский технический университет (istu.edu), 27/09/2016

На Северном Байкале обнаружен уникальный мезолитический комплекс

Байкал 24 # Наука (baikal24-nauka.ru), 27/09/2016

На Северном Байкале обнаружен уникальный мезолитический комплекс

ИА Байкал 24, 27/09/2016
05/08/2016

На Северном Байкале обнаружен древний металлургический горн

​​Руководитель научно-исследовательской лаборатории археологии, палеоэкологии и систем жизнедеятельности народов Северной Азии профессор ИрНИТУ Артур Харинский и иркутский геофизик Сергей Снопков обнаружили на Северном Байкале металлургический железовосстановительный горн.

146
02/07/2016

Археологи нашли в Сибири уникальный каменный браслет

​Расположенная на Алтае Денисовская пещера, тщательно обследованная учеными из Института археологии и этнографии СО РАН, явила археологам потрясающий артефакт — каменный браслет, изготовленный пять десятков тысяч лет назад.

177
29/08/2016

В Якутии нашли останки детенышей пещерных львов

​В Якутии впервые в истории мировой палеонтологии нашли останки детенышей пещерных львов. Это первый случай в истории мировой палеонтологии, когда найдены целые мумифицированные туши, покрытые шерстью, отличной сохранности.

116
14/09/2016

На диких берегах древней Лены

​Иркутские ученые нашли кости пещерного льва и прародительницы современной лошади в Качугском районе. Дикое копытное мирно пасется на зеленых лугах, отгоняя назойливых насекомых. Между зарослей кустарника в удобной ложбине притаился и поджидает свою жертву опаснейший из хищников — лев.

66
16/03/2016

Древние жители Европы, обладавшие генетическим наследием денисовцев, оказались ранними неандертальцами

​Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Nature. Такие выводы сделала международная группа из 14 ученых, проанализировавших фрагменты ядерной ДНК, извлеченной из останков, обнаруженных в испанской пещере Сима-де-лос-Уэсос (горный массив Сьерра-де-Атапуэрка).

320
28/06/2016

Ученый НГУ установил связь между библейскими писаниями и сибирскими сказками

​Сотрудник лаборатории семиотики и знаковых систем Новосибирского госуниверситета Борис Клейман дешифровал некоторые моменты в библейских текстах и выявил в писаниях связи с ближневосточной, греческой и сибирской мифологией.

210
21/09/2016

В Бурятии изучат результаты раскопок на месте основания Улан-Удэ

​Найденные во время археологических раскопок на месте основания 350-летнего Улан-Удэ сооружения и утварь прольют свет на образ жизни первых поселенцев Удинского острога. Об этом сообщил научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН Денис Миягашев.

57
12/04/2016

В Алтайском крае завершаются работы по реконструкции скифского погребального комплекса

Впервые в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая будет представлена масштабная реконструкция погребально-поминального комплекса скифского населения Алтая VI — V вв. до н.э.

275
01/12/2015

«Амазонка Укока»… сменила пол

Двадцать пять лет назад благодаря находке парного погребения древней пазырыкской культуры на плато Укок на Горном Алтае, родине знаменитой «алтайской принцессы», родилась гипотеза об алтайских амазонках.

439
31/03/2016

Ученые предполагают, что юг России был заселен людьми раньше, чем считалось

​Территории современного юга России, в частности, Ростовской области, были заселены людьми 2 миллиона лет назад — на 1 миллион лет раньше, чем считалось. Это доказывают исследования археологических находок, сделанных в этой местности специалистами Института истории материальной культуры РАН​ (ИИМК РАН).

293